В системе дошкольного образования вводится федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО, Стандарт). |
---|
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного стандарта дошкольного образования. |
Что изменится в работе дошкольных образовательных учреждений? |
---|
Разработчики Стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный — сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека.Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению.И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру.
На основе Стандарта дошкольного образования будут утверждены программы (на языке профессионалов это звучит так: основная общеобразовательная программа дошкольного образования) и программно-методическое обеспечение. Сейчас детский сад работает по программам, которые еще не вошли в реестр утвержденных федеральных программ системы образования. В Министерстве образования создан Координационный Совет, куда на экспертизу будут поступать различные программы, а какие утвердят, мы пока не знаем. Утвержденные федерацией программы мы ждем в июне-июле 2014 года. С учетом примерных федеральных программ в каждой дошкольной организации будет разработана собственная программа, мы ее называем «основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Каждый родитель может и должен познакомиться с ее содержанием в «своем» детском саду. |
Что такое «образовательный стандарт» для дошкольников? |
---|
Слово «Стандарт» очень часто вызывает в обществе мучительную аллергию — что это такое, для чего? Поэтому начнем с того, что Стандарт дошкольного детства — это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения. Почему мы вдруг взялись за разработку Стандарта дошкольного образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования — такого не было никогда. Следовательно, мы должны предложить правила игры между родителями, обществом, педагогами и главными игроками, которые должны быть обречены на выигрыш — детьми — в этой ситуации. Стандарт и выступает как своего рода социальная матрица, он позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства. |
Стандарт может быть разнообразным? |
---|
Дошкольное детство должно быть разнообразным. Это норма. В этом и суть всего Стандарта. В нем заложены условия и программы развития, которые позволяют учитывать разнообразие детей, разнообразие родителей, социальную и экономическую неоднородность регионов. В результате его внедрения у всех детей будет возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Это не утопия. По-другому просто невозможно. Наши дети невероятно разные. Они все более и более отличаются от нас, и становится все труднее вести диалог между ребенком и родителем, ребенком и педагогом, ребенком и обществом в целом. |
Стандарт дошкольного образования обеспечит одинаковую для всех подготовку к первому классу? |
---|
Не ребенок должен быть готов к школе, а школа — к ребенку. Дети должны прийти такими, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, которым говорят — действуй только так, ходи только туда, делай только так, будь послушен… Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какие нормы через Стандарт заложены в детстве, в буквальном смысле зависит жизнь общества |
Дошкольники теперь будут больше учиться? |
---|
Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтении, счете и письме войдут в мир познания ребенка через «ворота» детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим их миром. Ключевой риск Стандарта дошкольного образования — сделать его по образу и подобию школьного, надвинуть формы школьной жизни на дошкольное детство. Задача сегодняшнего педагога — не допустить этого. |
Документация
- Приказ о введении ФГОС ДО
- Положение о рабочей группе по внедрению ФГОС ДО
- План-график введения ФГОС
- Отчет о проделанной работе по введению ФГОС ДО в МБДОУ
- Приказ об утверждении плана-графика введения ФГО ДО
- Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Письмо Министерства образования и науки № 08-249 от 28 февраля 2014 г. «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»